Вынужденный – по трудному времени – маневр наркомата в сторону полузабытой конструкции, сделал свое дело. Дивизии резерва не оказались безоружными перед натиском лучше вооруженного врага. Был и другой маневр, уже в заводской технологии.
Нарастание потока до фантастических рубежей (дивизия в день!) было бы невозможно без упрощения конструкции и технологии, что меж собой в КБ назвали «варваризацией».
Еще в 1807 году на ружейном замке впервые выгравировали слово «Иж». Слава марки была велика. И через 134 года, в труднейших условиях, честь ее не была затронута. Трехлинейки стреляли исправно, механизм их работал «штатно». Но уж, извините, внешне винтовки стали выглядеть грубовато, грех был. Жалоб от армии, однако, не поступало. Упрощения с лихвой компенсировались усовершенствованиями. Вот хотя бы, что вышло с нарезкой канала ствола, состояние которой влияет на точность стрельбы. Раньше эту трудную и грязную операцию делали заковыристым «шпалером». А мастер спорта по стрельбе ствольщик И.А. Самойлов вместе с инженером С.С. Пенкиным придумал новинку: протяжку через ствол особого пуансона – «дорна». Не за час (без малого), а за минуту- другую он продавливал нарезы, заменяя целый участок строгальных станков. Еще до войны в экспериментах с дорнированием принимали участие начальник лаборатории резания В.Н. Новиков и технолог А.Я. Фишер.
Внешне не очень казовые трехлинейки военных лет по надежности и меткости побивали немецкие винтовки. Ижевцы давали оружие и снайперам: все те же трехлинейки, но бьющие более кучно, по-особому отлаженные и снабженные оптикой. Более трети миллиона сверхметких винтовок ушло на фронт и в «школы снайпинга». И слава изделий была такова, что даже в 1958 году на первенстве мира по спортивной стрельбе, все советские участники предпочли именно эту модель выпуска военных лет. Мы тогда взяли все золото. Вот тебе и «варваризация»!
Из книги Евгения Шумилова «Город на Иже»

