22 октября состоялся семинар-совещание технических инспекторов первичных профсоюзных организаций, входящих в РОСПРОФПРОМ-Удмуртия.
Главный технический инспектор Федерации профсоюзов УР Ирек Хасанов подвел итоги проведенной спецоценки рабочих мест на предприятиях республики. Итоговым документом на предприятиях являются планы мероприятий по улучшению условий труда. Задача профсоюзных органов – проверить наличие и содержание данного документа.
Главный технический инспектор также дал разъяснения, касаемые требований современного законодательства в части гарантий и компенсаций, предоставляемых работникам за работу во вредных и (или) опасных условиях труда. При определении объема гарантий и компенсаций необходимо учитывать комплексное влияние норм законодательства с учетом результатов оценки условий труда. При этом отправной точкой все же является наличие или отсутствие вредных условий труда.
В статье 209 Трудового Кодекса РФ дается определение условий труда — это совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.
Следует учитывать требования статьи 15 закона № 421-ФЗ, в соответствии с которой размер гарантий и компенсаций, которые предоставлялись работникам ранее, должен быть сохранен при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер.
Если влияние вредных факторов на рабочем месте, дававших основание для установления гарантий и компенсаций до 1 января 2014 года, не устранено или уменьшено за счет проведения технических и организационных мероприятий, то гарантии и компенсации должны сохраниться. При этом статья 15 закона № 421-ФЗ не увязывает условия сохранения гарантий и компенсаций с классом условий труда, что позволяет сохранить гарантии даже при установлении класса условий труда 2 по результатам СОУТ. Это обусловлено тем, что класс 2 в процессе СОУТ выводится не из фактического улучшения условий труда, а из формального (нормативно-принудительного) улучшения условий труда за счет исключения методикой проведения СОУТ существенных показателей, характеризующих условия труда (микроклимат, биологический фактор, эмоциональные и интеллектуальные нагрузки, тяжесть труда).
На совещании был затронут вопрос о предстоящих изменениях Трудового кодекса РФ, в частности, планируется внесение больших нововведений в раздел X «Охрана труда». Минтруд России принял решение придерживаться превентивного подхода в системе управления охраной труда, то есть заблаговременно выявлять опасности и снижать профессиональные риски для жизни и здоровья работников. На данный момент действует концепция «реактивного подхода» — работа по устранению только поверхностных причин, которые уже привели к происшествию. При этом ответственность за соблюдение требований охраны труда закреплена за линейными руководителями и специалистами.
В декабре текущего года должна появиться методика оценки профессиональных рисков. В настоящее время оценка профрисков – дело предприятия, однако при расследовании несчастных случаев на производстве Государственная инспекция труда затрагивает этот вопрос.
Напомним, что Минтруд России, в частности, уже предлагал внедрить в систему охраны труда приоритет профилактики профессиональной заболеваемости. Как результат, были разработаны проекты федеральных законов о внесении изменений в Трудовой кодекс, которые затрагивают следующие вопросы:
— права и обязанности работодателя и работника в области охраны труда, государственное управление охраной труда, расследование, оформление (рассмотрение) и учет микроповреждений (микротравм), профессиональных заболеваний, несчастных случаев;
— самостоятельное декларирование работодателем соответствий условий работы государственным нормативным требованиям охраны труда.
На работодателя планируется возложить дополнительные обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда. Основные среди них:
— комплексная оценка технического и организационного уровня рабочего места;
— оценка факторов производственной среды и трудового процесса, которые могут вызвать повреждения здоровья работников;
— заблаговременная разработка мер, направленных на обеспечение безопасных условий и охраны труда, определение профессиональных рисков перед вводом в эксплуатацию производственных объектов, вновь организованных рабочих мест.
В проекте закона предусмотрено, что работа в опасных условиях запрещена (проектируемая ст. 214.1 ТК РФ). Работодатель обязан будет приостановить работы на рабочих местах, если они по результатам специальной оценки отнесены к опасному классу условий труда. Исключение составят работы, связанные с предотвращением или устранением последствий чрезвычайных ситуаций.
Для возобновления работы организации работодатель должен будет составить план мероприятий по устранению оснований, послуживших установлению опасного класса условий труда, с учетом мнения профсоюза. После этого работодатель направит план в территориальный орган Роструда. Если внеплановая специальная оценка условий труда не выявит нарушений, то работодатель сможет возобновить работу организации.
Для обеспечения охраны труда работодатель будет проводить системные мероприятия по управлению профессиональными рисками на рабочих местах, связанные с выявлением опасностей, оценкой и снижением уровней профессиональных рисков. Одним из таких мероприятий будет являться рассмотрение причин возникновения микроповреждений. Под ними, а также микротравмами будут пониматься ссадины, кровоподтеки, ушибы мягких тканей, поверхностные раны и другие повреждения, полученные работниками и иными лицами при исполнении ими трудовых обязанностей или выполнении какой-либо работы по поручению работодателя, не повлекшие расстройства здоровья или наступление временной нетрудоспособности. При этом для учета микротравм работника и рассмотрения обстоятельств и причин их появления потребуется обращение работника.
Отмечается, что нововведения помогут не только минимизировать травматизм на производстве, но и в целом улучшить условия труда, а значит сократить уровень смертности. Они также позволят повысить информированность работников об условиях труда на их рабочих местах и обеспечить гибкость работодателя в системе управления охраны труда.